Прежде чем «Мир искусства» смог предпринять какие-либо дальнейшие шаги, Российскую империю захлестнула волна революционной жестокости. Вслед за русско-японской войной последовала революция 1905 года, благодаря которой в России появилась первая конституция и была созвана Государственная дума; все это имело серьезные последствия для художников.
Устав от цензуры, бюрократии и консерватизма в искусстве, новое поколение желало вырваться из-под имперской опеки и искать собственные пути художественного самовыражения. Многие из молодых художников присоединялись к объединению «Мир искусства», желая бросить вызов имперской художественной гегемонии и произвести революцию в русском и европейском искусстве. См. Новости образования — ГОУ Детская Музыкальная Школа №86 в Олимпийской Деревне (г. Москва) по ссылке: dmsh86.ru.
Переворот в искусстве — ХХ век
Некоторые из этих диссидентов от искусства — хореограф Михаил Фокин, балерины Анна Павлова и Тамара Карсавина, танцор Вацлав Нижинский, композитор Игорь Стравинский и художники Лев Бакст, Николай Рерих и Александр Бенуа — объединившись, основали новую театральную компанию, во главе которой встал Сергей Дягилев, бывший издатель «Мира искусства». Его связи с художественным и коммерческим миром позволили получить финансирование для новой труппы, которая прославилась под именем «Русских балетов».
В 1906 году Дягилев и компания провели крупную выставку русского искусства, а в 1908-м осуществили постановку «Бориса Годунова» Мусоргского для французской публики. Однако величайшее их достижение заключалось в создании радикально нового подхода к балету. Европейский балет зародился во Франции XVIII века, он оставался декоративным видом искусства и никогда не получал статуса изобразительного. И все же русские влюбились в него.
В 1738 году была открыта Танцевальная школа, впоследствии — Императорское театральное училище. Правительство пригласило европейских танцовщиков и хореографов обучать русских танцоров этому виду искусства. Величайшим из приехавших европейцев был Мариус Петипа, на протяжении пятидесяти лет создававший балеты, которые идут на сцене до сих пор. Одним из новаторств Петипа было создание сюжетного балета. Именно он придумал хореографию для «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» Чайковского.
Составляющая успеха «Русского балета»
Хотя сюжеты балетов зачастую были упрощенными, Петипа постоянно работал над используемыми в них танцевальными па. К началу XX века один из его учеников, Михаил Фокин, стал развивать собственные идеи балетной хореографии. Новый подход Фокина прекрасно сочетался со взглядами Дягилева и Бенуа, и они назначили его главным хореографом «Русских балетов».
Историк танца Линн Гарафола вывела основную составляющую успеха «Русских балетов». Она считает, что на организаторов новой труппы повлияли и совершенно устаревшие, традиционные постановки императорских театров, и абсолютно неструктурированный мир частных художественных компаний. Композиторов, танцоров, художников, хореографов и сценографов, входивших в труппу, объединяла общая цель.
Согласно Фокину, балет должен иметь отношение к определенной исторической эпохе. Костюмы, декорации, танцевальные па и музыка призваны отражать местные традиции и «эмоциональную наполненность» времени. Это внимание к этнографической реальности продолжает линию мамонтовского кружка в постановке балетов. Однако попытка запечатлеть дух времени, его «эмоциональное наполнение» и отличала постановки «Русских балетов» от предшествовавших им.