Календарно-обрядовые песни зимнего цикла считаются у всех народов наиболее архаичными. Славянская песенная традиция имеет два вида этого жанра – колядки и щедровки. Традиционные колядки – это песни к Рождеству, а щедровки – к Новому году. Сюда же относятся и песни на Меланию, так называемые Меланки.
Характерными чертами для колядок и щедровок является их торжественность и хорошее настроение. В тексте часто высказываются пожелания успеха всем членам семьи. «И никого не забыто: ни хозяина, ни всю его семью, ни вдову, ни сироту». Это и является отличительной особенностью песен славянского народа. Славянская музыка слушать и осмысливать насколько это доброжелательный и гостеприимный народ, с верой в будущее и процветание.
Колядуют во всех местностях по-разному. Это и взрослые парни, и девушки, иногда и хозяева, мужские группы и отдельно дети. Чаще всего первыми идут дети, преимущественно мальчики. Они не минуют никого. А особенно родители приказывают зайти к одиноким людям и вдовам.
Разновидность колядок и щедровок
Колядки делятся на типы.
Первый – древнейшие колядки с мифологическими текстами, представляющие развернутую космогоническую систему видения наших предков.
Второй тип колядок – песни, которые были еще во времена древней Руси. В них мы находим свидетельства о походах князей, интересные сведения о нарядах и военном снаряжении. Здесь военные мотивы и разудалые, залихватские, рыцарские качества описаны в очень красивых поэтических образах. Нередко встречаются и охотничьи мотивы.
Третья группа колядок – это песни, которые имеют яркий, так называемый аграрный мотив. Традиция обходить дворы с разнообразными пожеланиями хозяевам и их семьям – главная цель колядок и щедровок. Большинство песен связанно с земледельческим циклом славянской аграрной культуры. Чаще всего колядующие просят у Бога хорошего урожая, благополучия в доме и стабильного поголовья скота.
Особый тип колядок – это колядки религиозного характера. Они охватывают апокрифические рассказы о жизни и смерти Иисуса Христа, святых подвижников, крещение Иисуса. Часть припева таких колядок очень напоминает церковный кант и звучит торжественно.
В традиционной культуре прошлого мы видим большую часть национального наследия, которую нам так важно знать и понимать.
Непрерывность фольклорной традиции обеспечивается тогда, когда ею овладеют дети.